В Турцию на майские праздники (перелет + автомобиль) 2008.

Майские праздники подкрались внезапно – уже апрель заканчивается, а банально хомячить шашлыки за городом не хотелось. Участвовать в безумной гонке в Крым на майские праздники тоже не сильно хотелось. Вариантов оставалось не много, один из них – Турция. Билеты, как и всем лохам, покупающим их в последний момент, обошлись чуть дороже.

Спасибо всем камрадам, оставившим отчеты на auto.ru, очень пригодилось. Сроки поджимают, посмотреть нужно побольше, маршрут нарисовался неслабый, 2600 километров за 9 неполных дней.

Заказать машину через украинский Авис почему-то оказалось на 100 баксов дешевле, чем в турецком Ависе напрямую. Начал разбираться, оказалось, что в стоимость аренды у турецкого Ависа уже включен полный бак бензина, так что заправлять машину при сдаче не нужно.

Пипилац выбирал бюджетный, остановился на Fiat Albea. Ожидал сесть за руль аццкого тупого изделия (да простят меня итальянские автомобилестроители), но был приятно удивлен – тазик оказался достаточно отзывчив, ездил неплохо, был не прожорлив.

И вот, самолет приземляется в аэропорту Стамбул, покупка марки, паспортный контроль, получение багажа, предъявление распечатки брони в офис Ависа, нас ведут к уже заведенной машине. Прошло минут 10 после приземления, а мы уже сидим в машине под знаком «остановка запрещена» под пристальным взглядом полицейского. Вокруг сплошной поток машин, круг в 10 метрах, пытаюсь сообразить, куда же повернуть на кругу и как перестроиться через два ряда, если мне вдруг налево. Начало слишком быстрое. Начинаем разруливать, подхожу к полицейскому, говорю, что рент-э-каровцы, вот так меня подставили, даже сориентироваться не дали, попросил постоять 5 минут – без вопросов. Осматриваюсь, машина нам досталась новая, на спидометре 20 тысяч, правда салон уже немного подуставший. Достаю любимый навигатор, прокладываю путь до гостиницы и – вперед.

Вообще, навигационные девайсы плотно входят в нашу жизнь, шариться вслепую по развязкам большого города неблагодарное занятие. Кстати, треки маршрута сохранял, если кому надо – могу выслать. Электронные карты Турции оставляют желать лучшего, но все познается в сравнении. Ту гадость из серии «автомобилисту-туристу» от интернет магазина www.ruzcoltd.ru, которую мы купили в Одессе, даже картой назвать нельзя. Очень хотелось пожелать составителям, чтобы их дети ходили в школу по таким картам, но проявлю гуманизм. Просто посоветую не покупать их продукцию. Правильно там отображены только основные дороги, остальное – чистая лажа, к тому же Турция порезана на какие-то непонятные куски и центральная часть вообще отсутствует.

Гостиницу бронировал на http://internet-hotel-reservation.com, имхо выбор отелей там больше, чем на booking.com. Во всяком случае, на нужные нам даты на booking.com номера были только за мега-деньги, еще бы – 3 дня до майских праздников. Гостиница называлась CEVDET SUNAY, дабл с завтраком стоил 77 мертвых президентов, номер был вполне приличным, завтрак – шведский стол.

Стамбул встретил нас дождливой мрякой, даже закралась позорная мысль о том, стоило ли улетать из солнечной Одессы неизвестно куда. Утром мряка продолжилась, и мы решили пораньше рвать когти на юг, отложив экскурсии по городу на последний день.

При проезде Босфора случилось замечательное приключение. В рент-э-каре менеджер предупредил нас, что мы счастливчики и с сегодняшнего дня проезд по мосту через Босфор платный, а карточки оплаты продаются только в банках. Все банки в воскресенье оказались закрытыми, карточку мы не купили и понадеялись, что должен быть предусмотрен иной способ оплаты. Напрасно. Подгребли к проезду через мост и обнаружили, что проезд можно оплатить только карточками, которых у нас не было, съезд в сторону не предусмотрен, короче - полная задница. За нами перед шлагбаумом мгновенно собралась очередь, ситуацию разрешил турок стоящий за нами, он вышел и приложил свою карточку. На мой вопрос, сколько стоит наше спасение, просто небрежно махнул рукой, так что цена вопроса осталась загадкой.

И вот мы в Азии. Серая мгла продолжалась до Анкары, которую мы благополучно миновали по объездной дороге, а потом погода нас радовала вплоть до возвращения в Стамбул.

Отъехав от Анкары, решили подкрепиться. За смешные деньги (19 турецких лир) съели шашлыка, лаваш, кофе с восточными сладостями в замечательной забегаловке Super Kebap, не проезжайте мимо. Попытались там забыть недешевый фотоаппарат, но турки проявили бдительность.

Выехали мы поздно, так как искали в Стамбуле место, где поменять деньги и купить карточку для оплаты проезда через Босфор (все безуспешно) и особо не спешили. Когда подъезжали к Кападокии, уже начинало темнеть. Возле городка Невшехир увидели большую гостиницу Peri Tower Hotel (http://peritower.com), ехать дальше по темноте было лениво, решили остановиться. Менеджер зарядил сначала мифические 200 евро (такая цена вывешена на рецепции), но после непродолжительного общения мы сошлись на цене 90 лир за дабл с завтраком. Мне даже иногда кажется, что турки специально гилят цену, так как процесс торговли доставляет им удовольствие. Пример. На базаре покупаем шелковый платок, продавец всячески нахваливает товар. Я ему говорю, чтобы не напрягался, платок нам и так нравится, не нравится только цена. На это он улыбается и обрадовано сообщает, что главное товар нравится, а цена обсуждается.

Про гостиницу – реальные 4 звезды, пятая затерялась среди пещерных городов. Сервис еда, атмосфера – все на высоте. Боюсь только, что летом она заполнена, и пожить по дешевке там не получится.

Следующий день проводим, блуждая по Кападокии, про здешние красоты много написано, добавить особо нечего. Всем рекомендуем тут побывать. Ночуем в Гереме, в пещерной гостинице. В этот день произошел прикол с нашим пипилацем - мы нашли, где у него кондиционер. Когда я заказывал машину, кондиционер был задекларирован, но как стало жарко – включить мы его не смогли. Я уже собирался менеджера долбать по приезду, хорошо, что не он нам показал как включается сие благо цивилизации, это бы выглядело как издевательство. Кто ездил на европейских машинах, тот поймет – там все неоднозначно, особенно после японских.


Утром наш путь лежит в Памукалле. До Коньи едем по нудной трассе, монотонная езда задалбывает, уходим на маленькие дороги, срезая путь и наслаждаясь видами.


Проехали мимо вот такого города, не удержался, сфотографировал.

К вечеру мы в Памукалле. Уличные зазывалы заманивают в разные гостиницы, останавливаемся в первой же, польстившись на «все включено» за 80 лир и убедившись, что в ней есть бассейн. Мы оказались одни в 200-местной гостинице. Экономят, свет в коридорах выключен. Не сезон. Накормили невкусным ужином. Но мы компенсировали купанием, для нас включили свет в бассейне и мы плескались 2 часа, до 23:00 (время закрытия бассейна прочли на вывеске и наглеть не стали).

Утром проснулись пораньше, и пошли обследовать достопримечательности.

Побродив пол-дня по древнему городу и попарив ноги в природных ваннах, двинулись на запад. Путь наш лежал в городок Памуцак на берегу эгейского моря. По дороге прикупили клубники (ну очень дешевая) у местных колхозников. Приехали, покрутили носом, обшарили несколько гостиниц с мега-толпами, и остановились в маленьком бунгало в кемпинге. Это был праздник души, маленькое бунгало с террасой прямо на пляж, на огромном пляже ни единого человека – не сезон.

Весь вечер и утро провели на террасе, наслаждаясь видом и весенним солнцем.

Даже уезжать не хотелось, но, все когда-нибудь заканчивается, пора и нам грести дальше. Проехали Измир по скучной дороге, выехали на побережье и поехали медленно, оглядываясь по сторонам.

В городке Цандарли остановились, посидели на набережной, время течет медленно, народ никуда не спешит, да и народу нет особо. Типичный Восток.

Дальше живописная дорога привела нас в городок Айвалык, где мы и заночевали в гостинице на набрежной.

Немного погуляли по набережной, съели традиционный шашлык. Вид из окна гостиницы.

Утром двинулись дальше по побережью. В районе города Кечеккую основная трасса уходит в гору, мы же двинулись по побережью. Дорога вдоль моря оказалась абсолютно пустынной, маленькие отельчики и кемпинги только начинали готовиться к сезону, местами попадаются галечные пляжи. На заднем плане просматривается остров Лесбос, Греция.

В этих местах производится много археологических раскопок, где-то здесь находилась легендарная Троя. Крепость в районе селения Гелпинар, Александрия-Троя.


Иногда, на подъездах к достопримечательностям, дорога становилась очень узкой и очень крутой, и это сопровождалось шумовыми эффектами со штурманского места. Поэтому, если у Вас или Вашего штурмана слабые нервы, к древним крепостям подходите пешком.

Посетили мы и то место, которое считается Троей официально. Ехать туда не советую, разве, что кто-то любит бродить по развалинам неизвестного происхождения. Аферист Шлиман, якобы нашедший Трою, давно умер, а дело его живет. Посетителям показывают невнятные развалины, сопровождая все это пространными комментариями. Древний город в Памукалле, например, гораздо информативнее и интереснее. Убогую пародию на троянскую лошадь не прилагаю, их и так полно в интернете. Примерно так выглядит музей Трои.

Заночевали мы в кемпинге под Чанкалле, завтра нас ждала переправа через Дарданеллы и путь к вечному городу Стамбулу. Начало пролива Дарданеллы.

Утром переправились в Европу. С парома увидели крепость времен первой мировой войны и решили ее посетить. Крепость недавно отреставрировали, посещение стоит всего 2 лиры. Туда массово свозят школьников, демонстрируя места боевой славы турецкого народа.


Дорога по европейскому берегу Дарданеллы очень живописная, можно ехать медленно и наслаждаться видами, но красота заканчивается вместе с проливом и начинается банальная автострада до Стамбула. Гостиницу в Стамбуле заказывал на том же сайте, что писал вначале – Asur (www.hotelasur.com) – нормальная гостиница в самом центре города. Недорого, 54 президента дабл с завтраком, парковки нет, но мы нашли рядом за 5 лир в день. Из гостиницы есть бесплатный автобус в аэропорт и машину следовало бы сдать на день раньше, все равно на ней по Стамбулу не покатаешься. Стамбул можно фотографировать вечно, дабы не утомлять пачкой фоток прилагаю только три. Святая София, голубая мечеть и Босфор.


Вообще, в Стамбуле можно провести нескучно не одну неделю, и наснимать большую пачку мегафотографий. Добавим это в копилку незавершенных дел…

Нужно ли ездит в Турцию в межсезонье? Однозначно, нужно. ИМХО Турция весной даже лучше, чем летом. Не жарко, зеленая, а не выгоревшая трава и деревья, море фруктов, мало отдыхающих и машин на дорогах. Хотя есть и обратная сторона, еще закрыты многие отельчики и придорожные кафешки, но их такое количество, что и открытых вполне хватает. Кондиционером пользовались все время, кроме того дня, когда протупили и не смогли его найти, средняя температура по автомобильному термометру 24-27 градусов.