В Норвегию на машине 2007.

Одесса-Львов-Варшава-Гданьск-Стокгольм-Трондхейм-Берген-Ставанджер-Кристиансэнд-Ханстгольм-Копенгаген-Треллеборг-Росток-Берлин-Прага-Краков-Львов-Одесса.

Июль-август 2007

Описывать буду Норвегию - туда, собственно, и ехали, оттуда и основные впечатления. Кому интересно остальное, пишите, отвечу, насколько смогу, по местам, где были проездом.

Готовясь к поездке, прочитал много разных отчетов, могу порекомендовать:

http://www.travel.auto.ru/travel/1239/1241/1247/articles/2394_in5.html

Практически – руководство к действию. Поэтому, дабы не утомлять читателя ненужными подробностями, писать буду только о том, что там не отражено.

Сразу оговорю цели, которые мы преследовали, и если они совпадают с Вашими, тогда читайте дальше. Хотелось посмотреть природу Норвегии и при этом не тратить безумных денег.

Ездили вдвоем на Mitsubishi Lancer 1997 года. На машине было сделано ТО, но без приколов не обошлось. В дороге накрылся аккумулятор. Так что если у Вас старый аккумулятор, то влажная погода и постоянно включенный ближний свет почти наверняка его доканает. В остальном проблем с машиной не было. Для себя уяснили, что седан – не лучший вариант для дальних путешествий, пикап гораздо удобнее для этих целей, но кто на что богат…

Везти наличные деньги нет необходимости, гораздо удобнее рассчитываться карточкой. На обмене потери 50-100 крон за операцию в зависимости от банка, так что или меняйте большую сумму, или пользуйтесь карточкой. Для удобства некоторая сумма наличными все-таки необходима (оплата местечковых паромов, проезд платных дорог, покупка рыбы у местных рыбаков и пр.), но мелкую сумму дешевле снять в банкомате, чем менять в банке. Вообще, платить карточкой можно и на паромах (но это немного неудобно, нужно спускаться в кафе), и за проезд дорог (тоже неудобно, автомат пишет на местном языке, а сзади подпирают другие владельцы карточек). Кстати, при проезде платной дороги можно взять pay later bill, т.е. чек для оплаты в банке, но стоимость такой услуги в банке 50 крон. Вообще, европейские банки гребут денег за всякую услугу, так что лучше с ними не связываться.

Цены очень высокие, выбор продуктов в супермаркетах небольшой, продукты невкусные, по сравнению с украинскими. Продукты (консервы, крупы, супы, немного картошки, чай, кофе, соль, сахар) везли с собой, за границей покупали только масло и хлеб. Проблем с провозом продуктов не было, в Польше на паромном терминале читал, что можно ввозить только продукты в фабричной упаковке (что мы и делали), но на границе никто на продукты даже внимания не обращал. Собственно, наш багаж вообще не проверяли.

Бензин дорогой 1,8$-2$ в зависимости от района, в центре Норвегии дешевле.

К большим городам советую не подъезжать или объезжать их окружными дорогами. Конечно, если только Вы не хотите посмотреть местные достопримечательности, которых, на мой взгляд, там немного. Въезд в города платный, парковки дорогие, цены на кемпинги в окрестностях вообще зашкаливают.

Кемпинги попадались совершенно разные, в городах дорогие, на дорогах дешевле. Иногда ставили палатку за 250 крон (в окрестностях Кристиансэнда), а иногда домик снимали за 150 крон (возле Хаугесанда). Если хотите продумать маршрут заранее и до мелочей, то Вам на сайт кемпингов Норвежской автомобильной ассоциации (NAF): http://engelsk.nafcamp.com или на сайт европейской ассоциации кемпингов (ACSI): http://www.eurocampings.co.uk

Там указаны цены на проживание и услуги. Выбирайте, бронируйте. Домик снять по приезду возле городов невозможно – все занято заранее, в кемпингах на дорогах до 6 вечера это сделать вполне реально, позже народ начинает съезжаться. Учтите, что кроме кемпингов NAF и ACSI есть еще много других кемпингов.

Обратите внимание, что на reception в кемпингах и на стоянках information есть много бесплатного картографического материала. Есть брошюры с картами кемпингов, отрывные карты района, буклеты достопримечательностей. Эти брошюры разной степени информативности, но иногда очень выручают. Так мы узнали про pulpit rock и атлантическую дорогу. А карта кемпингов с описанием и ценами - вещь весьма полезная. Еще один совет: если есть возможность, избегайте больших кемпингов, там выше цены и хуже качество, иногда откровенно грязно (по норвежским меркам).

Что посмотреть? Вообще, большая просьба писать больше о том, кому что понравилось, это очень помогает при составлении маршрута. Теперь о том, что понравилось нам.

Атлантическая дорога, начинается из Kristiansund (не путать с Kristiansand) и идет по островкам в океане.

Дорога троллей (Trollstigveien) от Andalsnes до Geiranger.

Geiranger фьорд (начинается от одноименного города)

Скала Pulpit rock – к югу от Jorpeland по дороге 13 есть деревушка Prekestolen, оттуда идет пешеходная тропа до самой вершины. Вид на скалу и со скалы потрясает. Жаль, погода подвела.

Фламская железная дорога (Flam). Вообще, Flam - центр пешеходных экскурсий и там можно зависнуть на пару дней, делая пешеходные вылазки (на фото вид из окна поезда).

Вообще, нам, избалованным видами Алтая и Кавказа, понравилось смотреть на фьорды сверху. Снизу они красивы, но не поражают воображение, вид же сверху просто завораживает. А значит, чтобы посмотреть побольше красивых видов, нужно предпринимать пешеходные вылазки, дороги обычно идут вдоль берега. Гейрандер фьорд во время паромной экскурсии смотрится не столь впечатляюще как сверху, но об этом я уже писал.

Газовая горелка с одним баллоном весьма желательная вещь, т.к. нам встречались кемпинги, где пользование электроплиткой было платное и, несмотря на это, была очередь. Но это в больших кемпингах, возле крупных городов, от которых я уже предостерегал. К тому же, в Германии в кемпингах вообще нет кухни, подразумевается, что она есть в трейлерах. В общем, горелка пригодилась. Раскладные стулья и столик также весьма полезны, очень советую взять их с собой.

Обратите внимание на теплые вещи! Куртки и свитера берите обязательно, иначе будете покупать втридорога то, что попадется по дороге. Ночи холодные, но и днем часто возникала необходимость в теплой одежде.

Мы активно пользовались GPS, в городах он просто незаменим, а на дорогах весьма помогает. Например, при подъезде к Копенгагену, выбрали по карте парковку в центре города, и, пользуясь подсказками GPS, прибыли прямехонько к месту назначения. Карты Норвегии достаточно подробны, на них есть заправки, кемпинги, парковки, паромные терминалы, магазины и прочие нужные объекты, к которым можно проложить путь. Для навигации использовали КПК Asus MyPal 636, и программу IGO. Программу можно найти в сети вместе с картами. Не буду здесь агитировать за покупку КПК (он удобен и для чтения книг, проверки e-mail и прочего), скажу только что при европейских ценах на бензин, половина его стоимости окупится за одну поездку. У нас КПК был давно, так что не пришлось нести дополнительные расходы. Карты Украины (думаю, что и России) оставляют желать лучшего, но для Европы на картах отражен каждый переулочек с номерами домов в глухом райцентре.

Описывать города не буду, т.к. посещение каменных джунглей радости мне не доставляет, ехать туда пришлось только по просьбе жены. Поэтому, дабы не спугнуть любителей городского туризма, отсылаю их к путеводителям. Но, все-таки, один совет дам – если уж случается посещать города, посещайте их в воскресенье - парковка бесплатная (в Бергене за полтора часа парковки заплатили 40 крон - дороже, чем в Стокгольме), людей немного, да и многие магазины закрыты :)

В заключение несколько фотографий: