Лыжебордный отпуск во Франции 2010

Этой зимой решили покататься на лыжах во французских Альпах, а заодно и посмотреть окрестные достопримечательности. Выбор пал на Шамони. В связи с кризисом баблос решили немножко зажмотить и поехать вчетвером на одной машине, благо имеется бокс для лыж.

В посольстве девушка спросила, зачем нам виза на 15 дней, если всего 7 дней кататься. Ответили, что дорога непредсказуема и нужно оно на всякий случай. В итоге визы выдали на месяц, так на французов отпусков не напасешься. Сразу же захотелось увидеть побольше и объять необъятное. Маршрут нарисовался такой. Возникли промежуточные цели – посмотреть Венецию, проехаться по деревенской Швейцарии, заехать на рейнский водопад, посетить Страсбург и (самое страшное для меня лично) устроить шопинг в Германии. Для шопинга выбрали городок Metzingen, земля Baden-Wurtenberg, где расположены стоковые магазины почти всех известных брэндов.

Итак, стартуем утречком из Одессы, в планах доехать до Мукачево. На трассе Одесса-Киев в правом ряду огромные выбоины. От Умани до Тернополя доезжаем по графику, но дальше дорог нет, только лед и ямы. В следующий раз поеду из Тернополя в Стрый через Львов. В районе села Залиски ловим очередную яму и пробиваем колесо. Выгружаемся, достаем запаску и тут я понимаю, что уже 2 года езжу зимой на дисках, к которым не подходит стандартный ключ. Полдевятого, дорога в лесу, мы стоим и кукуем. Следующие пять минут подтвердили мою веру в людей. Остановился каждый! Ключ нашелся у двух дядей на 600 мерине. Картина маслом – 2 чудака в полном прикиде (туфли, галстуки, пиджаки) предлагают помочь поменять колесо, чтобы мы им быстрее вернули ключ. Ну, мы и сами быстренько справились, от них нам нужен был только ключ. Что характерно, каждый остановившийся знал, где мы пробили колесо (еще и диск погнули), эту яму на мосту у них знает каждая собака. Теперь срочно нужна вулканизация, решаем доехать до Стрыя, там ночевать и искать вулканизацию.

Ночевали в гостинице "Магнит", четырехместный двухкомнатный номер, 440 гривен. Очень неплохо, в номере есть кухонная стойка, плита, микроволновка, можно забодяжить чай и все такое.

Утром завулканизировались и поехали на границу. В Мукачево попали на праздник вина и не смогли пропустить это мероприятие. Прямо на улице выставлены бочки с вином, жарят шашлык, пекут картошку, короче – праздник гастрита.

В Берегово застряли часа на два, собралась очередь машин 40. Ночевали традиционно в Эгере, гостиница "Флора", 62 евро за дабл с завтраком. Очень душевно, вечером парились в банном комплексе, утром купались в открытых термальных источниках, все входит в стоимость. На reception запросто сдвигают check-out, надо только предупредить при заселении, так что мы наплавались на год вперед.

Ночуем в Словении (виньетка уже не на год, но 15 евро за неделю все равно - не гуманно). Отель без названия в районе села Slovenska bistrica, координаты (46.377876, 15.551137), 40 евро за дабл, номера маловаты, но чистые и хорошо оборудованы. При отеле очень неплохой ресторанчик, мы на ужин съели много мяса и пива за смешные деньги.

На следующий день нас ждет Венеция. В Италии настоящая весна, светит солнце, за бортом +10. В Венеции паркинг 24 евро. Машины стоят в 2 ряда, парковщик требует оставить ключ в машине, не очень хочется – там наше все. Дядя подходит к ближайшему лексусу, открывает дверь и показывает ключ, говорит, что все оставляют. Делать нечего, будем как все.

Фотозарисовки из Венеции.

Ночуем в Вероне, в "Ибисе"

На следующий день мы уже на месте. Апартаменты заказывали здесь. Зимняя сказка начинается. Сразу делаю фотку с балкона, вечерняя долина Шамони.

В первый день погода нас не порадовала, туман стоял такой, что иногда не видел свой борд. Но снеготоксикоз был у всех, так что катались до упаду, благо народу было мало. Погоду мы все-таки переломали своей самоотверженностью, и все остальное время нам светило яркое солнце, а снег шел только по ночам.

С точки зрения каталки, Шамони – мегазачетное место. Кроме подготовленных трасс есть множество спусков, где можно катануть по целине, есть даже места с реальными буграми. Короче, после рафинированной Австрии, Шамони реально нахлобучило. Наиболее распространенные зонные скипассы: Chamonix Le Pass (покрывает основные регионы катания, кроме подъемника на Aiguille du Midi и некоторых подъемников на обзорные площадки) и Mont Blanc Unlimited (покрывает вообще все что возможно + экскурсионные поезда). Нам для катания вполне хватало первого, второй нужен ровно на один день, чтобы посмотреть ледяную пещеру и спуститься по белой долине. Подробнее здесь.

Белая долина (Vallee Blanche) - это отдельная песня, мы планировали по ней спуститься, но один из нас подвернул ногу, и решили отложить до следующего года. Кому интересно - в интернете полно информации. Декларируется, что нужен инструктор, но имхо если есть высокогорный опыт, то можно попробовать и без него, маршрутов и описаний прохождения тоже полным-полно в интернете. Инструктор стоит 280 евро на группу до 4 человек, плюс 16 евро за каждого дополнительного человека (группа не более 8 человек). Вообще, это достаточно серьезное мероприятие, и может не всем оно надо.

Мы катались в трех основных зонах катания:

Domaine de Balme – в основном красные и синие трассы, длинные спуски, классные виды, имхо с него надо начинать.

Brevent – Flegere – фактически две зоны катания, сообщающиеся между собой. Одного дня не хватит, чтобы все объездить, обалденные виды, разнообразные трассы.

Les Grands Montets – высокогорная зона катания, достаточно сложная, голубых трасс мало, в основном – черные и красные. Черные проходят мимо ледопада, обалденный вид. С верхних точек отпадные панорамы. Здесь реально чувствуешь себя всего-лишь песчинкой среди гор.

Немного фото со склонов, пытался фоткать именно трассы, чтобы можно было заценить каталку.

Монблан виден практически из любой точки.

Всякие прикольные виды

Мы все-таки купили на один день Unlimited пасс и съездили в ледовую пещеру и на Aiguille du Midi. Реально сносит крышу. Высота почти 4 тысячи метров, облака далеко внизу, короче, что тут говорить, это нужно увидеть. Ледовая пещера, высокогорная гостиница, вид на белую долину

Парочка видов с обзорных площадок Aiguille du Midi

Монблан, собственной персоной, солнце было неудачно расположено, а я еще, как последний лох, забыл светофильтр.

Так начинается спуск в белую долину. И хотя там действительно неприятно, но из этого участка инструкторы устраивают аттракцион. Здесь их цель нагнать страху и оправдать в глазах лыжника заплаченное мегабабло. Имхо, спуск организован совершенно неправильно, лыжи несут в руках и остается только одна рука, чтобы держаться за поручень (а там действительно круто), всех связывают веревкой, чтобы не улетели. Цель достигнута – адреналина у всех полные штаны. А достаточно закрепить лыжи или борд за спиной и держась двумя руками за поручень, спокойно спуститься.

Ночью пошел снег и мы пошли бродить по снежному Шамони. Несколько фоток.

Последний день докатали на Domaine de Balme и пошли скупать французское вино, шоколад и лыжную одежду. На прощание - парочка фоток Монблана.

Полезные места в Шамони:

Стоковый магазин спортивной одежды и снаряжения (цены очень дружеские) - "SPORTMARCHE TECHNIQUE EXTREME" - 200, avenue de l'Aiguille du Midi, 7440, Chamonix Mont-Blanc, France

Супермаркет с нормальными ценами (в Шамони полно мест, где пытаются нагреть бедного туриста, в соседних магазинах ощутимо дороже) - "Super U" - Rue Joseph Vallot, 74400, Chamonix Mont-Blanc, France

Утром стартуем в обратный путь. Маршрут лежит по деревенской Швейцарии. Этой дорогой стоит проехать хотя бы раз, ощущения словами не передаются.

Возле деревушки L'etivaz наткнулись на какой-то праздник – запускали воздушные шары.

В той же деревушке есть магазин с деревенским сыром, который делают так же, как и столетия назад – варят в чанах на костре, во всяком случае, в этом нас уверяли продавцы и так написано в проспекте. Не знаю, как его делают на самом деле, но вкус этого сыра просто замечательный – классический, без всяких запахов, но с привкусом топленного молока и специй.

Вот адрес деревушки – CH-1660 L'Etivaz, мимо магазина не проедите.

Тюн нас не порадовал. Спрятал горы в дымке.

Дорога от Тюна до Люцерна срисована с картинок детских книжек.

Люцерн хорош, как всегда – и днем и вечером в любое время года. Вот только вход на крепостную стену зимой закрыт.

В планах ночевка возле рейнского водопада. Но цены на гостиницы в Шафхаузене зашкаливают. Самое дешевое, что мы смогли найти – 120 евроденег за дабл, без завтрака и без стоянки. И эта гостиница больше напоминала ночлежку. Решаем – едем в Германию и ночуем там. Утром возвращаемся и смотрим водопад.

Сразу после границы мы ее нашли. Мегазачетное место! Всем, кто едет на водопад, рекомендую Landgasthof Wider. Замечательный дабл с завтраком стоит 65 евро. При гостинице есть ресторан, в котором мы решили проесть заэкономленное бабло. Мы жестоко просчитались, забыв о размере немецких порций. Если блюдо на двоих, его можно есть вчетвером. Наконец-то мы в стране, где есть правильная кухня. Наконец-то можно заказать правильное пиво Hefeweizen. Как уже надоело французское вино. Вечер прошел превосходно, но сэкономленные деньги проесть не удалось – слишком мало съели, или слишком много сэкономили.

Пользуясь случаем, напишу про еду на трассах. Есть и у Шамони слабое место, и это еда на горе. То, что порции дорогие – это понятно, но они еще и маленькие. Если в Австрии спокойно можно взять порцию на двоих, и с напитками обед на горе обойдется в 20 евро на двух человек, то в Шамони нормально поесть меньше, чем за 15 евро на человека не получится. Кофе из автомата в пластиковом стаканчике стоит 2 евро, аналогично – чай в пластиковом стаканчике. Правда, есть специальный кран с питьевой водой и графины, чтобы ее набирать. Но все равно, французскому общепиту – незачет.

Утром до водопада ехали 10 минут. Ну, никак не могу увидеть рейнский водопад в ясную погоду. Не судьба.

Посмотрели, затарились швейцарскими сувенирами, пора и в Страсбург путь держать. Имхо, Страсбург - один из красивейших городов Европы, хотя особо и не разрекламирован. Но, туда стоит поехать только для того, чтобы посмотреть собор. Кому интересно, поищите в интернете – сооружение впечатляющее. Строили его лет 200, закончили в 14 веке. В копилке незаконченных дел лежит задание подняться на колокольню. В этот раз мы его осуществили.

Побродив по городу, выехали обратно в Германию. Пережить бы завтрашний день. Шопинг. Путь лежит в городок Metzingen. Гостиницей в этом районе заранее не озадачились, а напрасно. Городок лежит в стороне от туристических маршрутов и гостиниц возле него не много. Все, что есть в городе, стоит мегадорого и больше напоминает общежитие, нежели гостиницу. Удобства в коридоре, 65 евро комната с 2 кроватями. Ладно, без удобств, но за 65 евро! Сбрасывают до 50, но не охота спать в притоне. Возможно, надо просто поискать и наверняка рядом есть приличный и недорогой ночлег, но хочется уже бросить кости где-нибудь. Ночевали в гостинице Fortuna, хорошо, но дорого – 88 евро дабл с завтраком.

Все плохое когда-нибудь заканчивается, закончился и шопинг. Точнее – закончились деньги на шопинг. Рулим домой.

Ночевали в Германии в мотеле AXXE, возле Leipheim. Не люблю мотели, но этот – исключение. Очень чистый и тихий, электронные замки, плазменные панели. С рестораном, недорого и вкусно. Номер на четверых обошелся 89 евро. На самом деле номер представлял собой 2 полноценных дабла с дверью между ними. Точнее - с 2 дверями с обеих сторон, которые можно было закрыть и пользоваться для входа дверью в коридор, к которой тоже подошел наш электронный ключ. Возможно, что другие мотели этой сети такие же хорошие. В холле висела целая карта сетевых мотелей, а у них на сайте даже есть road planner, для планирования маршрута с ночевками в Axxe мотелях, но на немецком языке.

За ночь все завалило снегом. Дороги конечно убирали, но движемся по месиву из снега, песка и соли. Средняя скорость движения по автобану около 70 км/ч. Для Германии, с ее трафиком, это – полная задница.

Худо-бедно, проехали Германию. В Австрии дорога идеально чистая. Подумали, неужели в Австрии не было снега? Но, на первой же заправке паркуюсь, снега выше щиколотки. Значит, снег все-таки был. В одном месте попали на участок, где повторно подчищали снег. Два грейдера перекрывают все полотно и убирают снег со скоростью 80 км/ч. Поток идет за ними километров 15, потом они съезжают, а дальше дорога уже расчищена другими грейдерами. Короче, по всей Австрии дорога – как летом. Снегопадами их не взять.

В Венгрии ночевали в Gyor, гостиницу нашли по навигатору, частный мотель, 50 евро за дабл с завтраком. Как называется - не помню. Венгрию пролетаем в один присест, в Будапеште таримся паленкой и колбасой, имхо токай в Берегово лучше делают.

На границе 5 машин, проходили 40 минут, велосипедисты снуют, пришлось выйти, стать возле будки и стоять в очереди, иначе проходила бы только велосипедная братия. Наша граница – 5 минут, багажник нигде не открывал.

Ночевали в Мукачево, отель "Магнат", на выезде из города, напротив поста ГАИ. Зачетное место, правда, подорожало, 350 гривен за дабл. Ужинали чуть дальше, метров 300 по направлению от города – заправка, а за ней кафе для дальнобойщиков. Пусть название не смущает, все очень цивильно, вкусно и дешево. На 150 гривен поели вчетвером, борщ и по мясу с пивом. Тоже, очень зачетное место.

На киевской трассе пробил очередное колесо (столько колес я давно не пробивал), пока менял промочил ноги, на подъезде к городу уже болело горло, пришлось пару дней поболеть. Благодаря этому несчастливому случаю и появилось на свет сие творение.